Уж неизвестно, с чьей легкой руки суровым циклонам в Петербурге стали давать женские имена, но «Ольги», «Тани» и «Нади» с устрашающей регулярностью, навещающие город на Неве зимой 2024 года, стали настоящим экзаменом на прочность всей жилищно-коммунальной отрасли.
В числе тех, кто едва ли ни ежедневно держит небывалые удары стихии, сотрудники управляющих компаний. Уборка снега и очистка кровель от наледи стали основным фронтом работ в борьбе с залповыми снегопадами. Снег грузят и вывозят с раннего утра. Впрочем, специалисты УК готовы выходить с лопатами и ночью, но работа внутри жилых территорий налагает свои ограничения.
О капризах погоды, точности прогнозов и о том, как дорого обходятся УК капризы природы, рассказывает исполнительный директор группы управляющих компаний «Лидер», Дмитрий Чмель.
— Дмитрий Владимирович, как вам удается противостоять последствиям нынешней стихии, учитывая, что снегопады в этом году побили все рекорды?
– Со стихией нельзя бороться, но к ней можно подготовиться. Наши сотрудники, отвечающие за уборку территории, сейчас не уходят с работы, пока не проверят прогноз погоды на ближайшие два-три дня. Надо отдать должное синоптикам: точность прогнозирования снегопадов нынешней зимой приблизилась к 99%. И если мы видим, что надвигается снегопад, то заранее бронируем уборочную технику. Да, безусловно, осечки в прогнозах бывают, но мы все равно предпочитаем работать на опережение. Для управляющей компании лучше заплатить небольшую неустойку за бронь техники, чем оставить людей без нормальной уборки снега и возможности безопасного передвижения внутри двора, так как по факту заказать трактор или погрузчик практически невозможно.
— А насколько дорого обходится нынешняя зима для управляющей компании?
— В зависимости от размера придомовых территорий, расходы увеличились минимум в пять раз, а для больших жилых комплексов удорожание доходит до 10 раз.
— Какие территории убирать сложнее и дороже?
Чем больше территория, тем легче и дешевле в человеко- и моточасах обходится ее уборка. Больше простора для работы техники: нет необходимости подбирать конкретный трактор, так как припаркованные авто, создают сложности для проезда даже самому маневренному погрузчику.
— Кроме финансовой составляющей, вам наверняка приходится сталкиваться с еще какими-то трудностями, ведь человеческий ресурс «про запас» не набрать…
— Для нас приход зимы не был неожиданностью. Мы к ней готовились как в плане укомплектования персоналом, инструментом и снегоуборочными машинами, так и заготовки пескосоляной смеси. Но, в первую очередь, акцент делается на привлечение тяжелой уборочной техники, так как складировать снег во дворе даже на короткий срок в большинстве случаев не представляется возможным. Поэтому, приходится четко рассчитывать процесс уборки и вывоза. Работает трактор-погрузчик, одновременно снежные массы загружаются в машину. Пока машина их отвозит, расчищаем далее.
Вторая сложность заключается в том, что уборка снега – процесс шумный. По-хорошему, с учетом интенсивности осадков, начинать работы необходимо в 3-4 утра, но есть закон о тишине. Приходится искать компромиссное решение, и на свой страх и риск начинать уборку в 6-7 утра, чтобы к моменту того, когда люди пойдут на работу, были вычищены дорожки и выезды со дворов. А уже после того, как основная автомобилистов разъедется, приступаем к расчистке парковок и проездов.
— Есть ли в УК какие-то стандарты в уборке снега?
— В большинстве домов под управлением УК «Лидер», а их у нас порядка 50, мы работаем не по минимальному перечню услуг, а по коммерческому договору управления, в котором четко прописана частота, регулярность и качество уборки снега. Эту работу мы делим на три стандарта. При залповом снегопаде наша первостепенная задача обеспечить безопасное и беспрепятственное движение жителей внутри двора. Далее идет уборка проезжей части, и, наконец, уборка и контроль кровли зданий. Такой алгоритм помогает нам свести неудобства, причиняемые непогодой, к минимуму.